Заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев выступил на итоговом заседании Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации.
Сенатор проанализировал результаты совместной работы и наметил пути дальнейшего взаимодействия с ведомством. «Особенно важно, что такая встреча проходит в период подготовки к принятию федерального закона о федеральном бюджете. Для нас, законодателей, осень – время напряженной работы над финансовым планом страны. В начале недели в Совете Федерации прошли традиционные парламентские слушания на эту тему».
Парламентарий отметил, что помимо решения социально значимых вопросов, бюджет ориентирован на развитие. «Поэтому наряду с программами, определяющими качество жизни людей, в приоритетном порядке должны быть профинансированы проекты инфраструктурного пространственного развития страны. В проекте бюджета существенные средства предусмотрены на реализацию Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
Николай Журавлев сообщил, что перед Правительством также поставлена задача поиска дополнительного финансирования, в том числе внебюджетного, для дальнейшего развития дорожного строительства.
«Реализация транспортного потенциала является одним из безусловных приоритетов для нашей страны. Речь идёт об обеспечении пространственного развития, о реализации тех национальных целей и стратегических задач, которые были поставлены Президентом в его указах, определены в национальных проектах, а также сформулированы на недавней встрече с сенаторами», — сказал он
По словам сенатора, на развитие дорожной сети в ближайшие три года планируется направить из федерального бюджета более 2,5 триллиона рублей, а с учетом региональных дорожных фондов – около 6 триллионов рублей.
Николай Журавлев указал, что в недавно одобренном Правительством Общенациональном плане действий по восстановлению занятости и доходов населения, обеспечению роста экономики и долгосрочных структурных изменений содержатся конкретные предложения, направленные на поддержку или, как в нем указано, «умную реабилитацию» транспортной отрасли. «Их реализация позволит улучшить деловой климат, сократить излишние регуляторные требования, усовершенствовать нормативно-правовую базу и, в конечном счете, повысить нашу логистическую эффективность».
По его мнению, новый импульс развитию отрасли способны придать крупные инфраструктурные проекты в сфере железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Важным направлением работы является содействие реализации проектов в сфере дорожного хозяйства, строительства скоростных автомагистралей и новых развязок в рамках международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Большими перспективами обладают проекты по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба, развитию скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, увеличению грузопотока по Северному морскому пути, модернизации региональных аэропортов.
«Транспорт является сферой, где особенно востребованы инновации. Все больше стран внедряют элементы искусственного интеллекта, формируют специальную «транспортную экосистему», в рамках которой с помощью цифровых технологий происходит взаимодействие человека, транспорта и окружающей среды», — сказал Николай Журавлев.
На фоне масштабных общенациональных проектов не следует забывать про региональный уровень. Именно на местах люди ежедневно сталкиваются с несовершенством инфраструктуры и транспортного сообщения, сказал законодатель.
Николай Журавлев подчеркнул, что для Совета Федерации принципиальное значение имеет выработка решений имеющихся проблем совместно с региональными органами государственной власти. «У нас есть конкретные результаты такой работы. Так, например, в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры был включен столь необходимый проект по строительству дороги в объезд Костромы и второго моста через Волгу. Начало строительства запланировано на конец 2021 года».
Сенатор сообщил, что совместно с субъектами РФ палата регионов подготовила еще ряд инициатив. «По нашему мнению, было бы целесообразным провести ревизию областных дорог для возможной передачи их на баланс федерального бюджета в случае высокого межрегионального значения. Аналогичное решение можно было бы предложить для взлетно-посадочных полос аэропортов межрегионального значения».
Парламентарий затронул тему развития арктической авиации и ее наземной инфраструктуры. «Для реализации потенциала арктических территорий РФ, а также в целях обеспечения жизнедеятельности в малонаселенных и труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях этот вопрос имеет ключевое значение».
Сенатор указал, что при решении проблем транспортной сферы важно обеспечить синхронизацию всех программных документов стратегического характера, связанных с развитием отдельных регионов, отраслей экономики и на их основе совершенствовать законодательную базу.